Часто задаваемые вопросы по новой графе в квитанции "Обращение ТКО"
С 1 января 2019 года в платежном документе появилась новая граф "Обращение с ТКО", которая стала самой обсуждаемой за последнее время в ЖКХ. В целях повышения информированности граждан о переходе на новую систему мы собрали ответы на самые часто задаваемые вопросы.
1. Почему услуга «Обращение с ТКО» выделена отдельно?
Плата за услуги по сбору, вывозу и утилизации мусора ранее входила в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. являлась жилищной услугой. Исполнителем указанной услуги являлась управляющая организация.
С 01.01.2019 в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» и Жилищный кодекс РФ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из ставки за содержание жилого помещения и включается в состав платы за коммунальные услуги
по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами.
В связи с чем новая коммунальная услуга «обращение с твердыми коммунальными отходами» указывается в платежном документе отдельной строкой.
2. На каком основании платежный агент производит начисление платы по услуге «Обращение с ТКО»?
Платежный агент привлекается лицом, уполномоченным на получение платы за услугу «обращение с ТКО» на основании соответствующего договора с управляющей организацией и/или регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. Как можно ознакомиться с тарифом на услугу «Обращение с ТКО» ?
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34.
Документ размещен на официальном сайте Правительства Московской области в сети «Интернет» по адресу: http://mosreg.ru/03-10-2018-12-23-31-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-0
4. Почему расчет по услуге «Обращение с ТКО» производится исходя из площади жилого помещения, а не по количеству зарегистрированных\проживающих?
Размер платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» по общему правилу определяется исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов и количества граждан, проживающих в жилом помещении. При этом, согласно п. 148 (30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о расчете платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» исходя из площади жилого помещения и норматива накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящее время в Московской области принято решение об определении объема услуги «обращение с ТКО» исходя из площади жилого помещения. Данное решение отражено в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ "Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области", которым норматив по данной услуге определен применительно к площади жилого помещения.
5. Какой норматив по услуге «Обращение с ТКО» на 1 кв.м. жилого помещения в месяц?
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов, подлежащие применению на территории Московской области с 01.01.2019, установлены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ. Применительно к многоквартирным домам установлены следующие годовые нормативы: норматив накопления для многоквартирных домов - 0,087 м3 на 1 м.кв. (п.10.1 приложения); норматив накопления крупногабаритных отходов многоквартирного дома – 0,027 м3 на 1 м.кв.
Исходя из положений п. 21 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства № 269 от 04.04.2016 среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц, определяется как 1/12 годового значения норматива.
6. Будет ли уменьшена плата по услуге «содержание и ремонт»?
Если ранее плата за услуги по вывозу твердых бытовых отходов входила в состав платы за содержание жилого помещения, то начисления по данной строке должны быть уменьшены.
Следует отметить, что ст. 156 Жилищного Кодекса РФ предусматриваются различные варианты определения платы за содержание жилого помещения: решение общего собрания собственников помещений с учетом предложений управляющей организации, установление платы органами местного самоуправления, решения ТСЖ. Из этого следует, что в настоящее время стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов, учтенная в размере платы за содержание жилого помещения, может быть различной. Информация о конкретной величине имеется у управляющей организации.
Таким образом, определение величины, на которую должна быть уменьшена плата за содержание жилого помещения и обеспечение такого уменьшения платы, прежде всего, зависит от информации, предоставляемой ООО «МосОблЕИРЦ» управляющей организацией/ТСЖ/ЖСК.
7. Услуга «Обращение с ТКО» относится к коммунальным услугам или к жилищным услугам по содержанию жилого помещения?
С 01.01.2019 года слуга «обращение с ТКО» является коммунальной услугой.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя также и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Определением термина «коммунальные услуги», приведенным в п.2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами также отнесена к коммунальным услугам.
8. Куда обращаться, если услуга не оказывается или оказывается с нарушениями?
Согласно п. 105 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ
от 06.05.2011 № 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» может являться либо управляющая организация, ТСЖ, ЖСК либо непосредственно региональный оператор (в тех случаях, когда управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Пункт 148(22) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ
от 06.05.2011 № 354 предусматривает, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставить потребителю информацию о таком исполнителе (наименование, режим работы, адрес сайта в сети Интернет и пр.), а также адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя.
Предоставление такой информации осуществляется, в том числе, путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), и на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.
9. Предусмотрены ли льготы\субсидии по услуге «Обращение с ТКО»?
Услуга «обращение с ТКО» отнесена к коммунальным услугам и на данную услугу также распространяется правило предоставления субсидий, как и на все остальные услуги.
10. Почему необходимо оплачивать услугу «Обращение с ТКО» если в квартире никто не проживает?
Размер платы за услугу «обращение с ТКО» по общему правилу определяется исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов и количества граждан, проживающих в жилом помещении. При этом, согласно п. 148 (30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ
от 06.05.2011 № 354 орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о расчете платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» исходя из площади жилого помещения и норматива накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящее время в Московской области принято решение
об определении объема услуги «обращение с ТКО» исходя из площади жилого помещения. Данное решение отражено в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ "Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области", которым норматив по данной услуге определен применительно к площади жилого помещения.
Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу «обращение с ТКО» не зависит от количества зарегистрированных/проживающих в жилом помещении.
При этом «Правилами представления коммунальных услуг…» предусматривается проведение перерасчета стоимости коммунальной услуги «обращение с ТКО» в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. «г» п. 148(22)).